сожалению, для себя обнаружили, что сети, которые они забросили, оказались пусты.
Ученики Христа приплывают к берегу, где находился их Учитель, окруженный толпой людей. Христос просит Петра разрешить Ему сесть в его лодку и отплывает на некоторое расстояние для того, чтобы все находящиеся на берегу люди могли хорошо видеть и слышать Его. После беседы Господь обращается к Петру и велит ему вновь забросить сети. Петр в ответ сказал, что они всю ночь трудились и ничего не поймали. Но, все-таки понимая, что противиться этому повелению невозможно, Петр в послушании своему Божественному Учителю забрасывает сети в море. И к удивлению всех сети оказались переполнены рыбой.
Чему нас может научить это евангельское повествование? Какое отношение к нам имеет этот евангельский эпизод? Все мы знаем, что слова Евангелия относятся к каждому человеку. Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что когда первый раз ученики Христа, хотя тогда еще просто рыбаки, ловили рыбу, они ничего не поймали. Но вот они уже вместе со Христом, и Он повелевает им забросить свои неводы в море - и сети полны рыбы. Вот так и в нашей жизни - когда мы без Христа, мы совершенно бесплодны. Но если мы со Христом и пребываем с Ним неотлучно, тогда нам обеспечен богатый улов, какой был и у учеников Христовых.
Также нам необходимо обратить внимание на очень важный аспект. Люди занимались своим привычным делом - ловлей рыбы, но вот они встречаются со Христом и Он говорит им, чтобы они оставили свои сети, потому что отныне они будут "ловцами человеков". И они повинуются. Они оставляют свои сети, лодки, жилища, семьи. Для чего? Для того чтобы неотступно следовать за Христом. А ведь и к нам с вами также обращается Христос, чтобы и мы следовали за Ним - вот заповедь, которая нам должна быть хорошо известна. Согласно этой заповеди, мы должны отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом, чтобы никогда не разлучаться со своим Спасителем.
Конечно, Господь не требует от нас сегодня же оставить свои семьи, дома и идти куда-то. Нет, не этого требует от нас Господь. Он ожидает, что наконец-то мы услышим Его призыв о следовании за Ним и оставим полюбившийся нам грех. Вот что мы должны оставить, вот от чего уклониться, вот от чего отойти. Грех настолько проник в нашу жизнь, что, совершая те или иные дела и поступки, мы даже не задумываемся, что мы делаем, что мы говорим и какие мысли посещают наше сознание. А апостолы оставили все для того, чтобы никогда не разлучаться со своим Спасителем. Вся их жизнь была ярким свидетельством преданности и любви к
своему Господу. Если мы христиане, если мы такие же ученики Христовы, то и наша жизнь должна быть полна любви и преданности своему Богу. Каждый из нас должен возненавидеть грех, должен выйти из тьмы и жить в том свете, который даровал нам Спаситель.
Один из современных сербских святых святитель Николай Велимирович однажды произнося проповедь на сегодняшнее евангельское чтение обратил внимание слушателей на то, что рыбы неразумные существа, но как они слушаются своего Творца. А мы разумные существа слышим призыв Божий и не следуем ему.
Кто-то из здесь стоящих может подумать: "Но ведь я поверил в Бога, принял Его в свое сердце. Я знаю, что Бог есть, молюсь Ему ежедневно, а значит я уже живу со Христом. И Бог живет вместе со мной". Апостол Павел утверждал, что без веры невозможно угодить Богу, однако веры не достаточно для того, чтобы быть христианином. Вера необходима и без нее невозможно по-настоящему жить с Богом, но еще необходимы дела по вере. И вот здесь оказывается, что дел по вере у нас практически нет никаких. Заповеди Божии мы нарушаем ежедневно. Вместо того чтобы любить, мы ненавидим, завидуем, злословим, обижаемся, клевещем, и долго можно перечислять то, что свойственно каждому из нас. Ежегодно мы слышим евангельские отрывки, ежегодно Церковь нас чему-то учит. А научиться мы никак не можем.
Сделаем простой и ясный вывод для себя: давайте начнем жить по-христиански. Внешний мир учит нас совершенно иному, он учит нас тому, что называется налаживанием земной жизни. Но мы знаем, что мы граждане не земли, а жители Неба. Что мы здесь временно. Что земной отрезок жизни, дарованный Богом, рано или поздно для каждого из нас завершится и для нас откроется Вечность. Какими мы войдем в эту Вечность, что мы сможем взять с собою в эту Вечную жизнь? Раздражение, ненависть, зависть, клевету или божественную любовь, которую прививает нам Господь и никак привить не может.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы те уроки, которые сегодня предложила нам Церковь послужили нам на пользу. Дай Бог, чтобы и мы с вами прилагали все усилия для того, чтобы Бог был в наших сердцах. А свидетельством того, что Бог находится в нашем сердце, является исполнение Его божественного закона. Заповеди Божии мы должны исполнять, не нарушать их, постоянно бороться с грехом, противопоставлять себя нападкам врага рода человеческого. Тогда, то делание, которое мы совершаем, будет многоплодно, как оно было многоплодно для учеников Христовых, когда Господь повелел им забросить сети, и эти сети были полны рыбы. Господь повелевает нам совершать добрые дела
вятое преставление возлюбленного ученика Христова - урок воскресения и безсмертия.
Нынешний день церковь Христова совершает славную память преставления Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова от временной жизни к вечной, от тленной к нетленной, от многотрудной и прискорбной к вечному покою и радости, от работной - к царственной, ибо ему, вместе с прочими Апостолами обещано Самою Истиною - Христом царское седалище и суд над двенадцатью коленами Израильскими. Преставление возлюбленного ученика и наперсника Христова было сверхъестественно: чрез три дня по погребении тело его не обретено в земле, в которой он был похоронен; он был переселен с телом в небесные селения, к престолу Божию, получив в то же время жребий - пребывать и на земле по желанию, до второго страшного пришествия Христова, во исполнение слов Господа, сказанных Апостолу Петру: если я хочу, чтобы он оставался (в теле), пока я приду, что тебе до того?
Так возвеличена, обезсмертствована и обожена природа человеческая в лице апостола Иоанна, такой громогласный, премудрый, божественный Богослов и учитель веры истинной дан человечеству в лице возлюбленного апостола Иоанна. Его божественное, чудное, исполненное божественной простоты и величия Евангелие проникло во все концы мира; научило и научает все народы, принявшие веру Христову, истинному, душепитательному и душеспасительному Богословию.
Обратим особенное внимание на слова, сказанные Господом, Начальником жизни нашей апостолу Петру касательно мученической кончины его на кресте и касательно пребывания Иоанна до второго пришествия Господа: если я хочу, чтобы он оставался, доколе я приду, что тебе до того?
Что значат эти державные слова Творца и Господа тварей? Они значат, что Иоанн не умрет в продолжении нескольких тысяч лет, и испытает смерть на несколько дней только перед самым вторым, славным пришествием Его на землю. Поучимся же мы, дорогие братия и сестры, воскресению и безсмертию нашему из дивной кончины апостола Христова Иоанна и будем непрестанно готовиться к переселению в иной, вечный мир. Апостол преставился, но не умер, а живет и телом, и от земли не отступает, как говорит церковь, и ожидает второго страшного пришествия Господа судить весь мир (Стихира на малой веч., слава).

Наши именуемые интеллигенты не верят в воскресение мертвых и безсмертие души человеческой, в праведное всем воздаяние, в вечное блаженство праведных и в вечную муку грешников нераскаянных, - и оттого сбились совершенно с жизненной, разумной Божественной основы и стали не интеллигентами
меч носит (Римл. 13,4).
И, вот, что удивительно: власть боится употреблять меч против заносящих меч или бросающих убийственные снаряды, между тем как крамольники безнаказанно употребляют убийственное оружие против властей; власть не владеет данным ей от Бога мечем. Зато верные слуги отечества, как снопы, валятся и некому защитить их.
И когда я говорю так, то думаю, и на меня заносят свой меч эти отъявленные враги всякой правды, враги церкви Христовой. Но Вечный и Бодрый, живущий на небесах, да сохранит борющихся против неправды. Се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. (Пс. 120,4). Никогда не бывавшие прежде явления мы видим: отроки и юноши, только вступившие в жизнь и не понимающие её, цели её, хотят господствовать над мужами опыта и науки, над людьми, с пользою, честью и славою послужившими отечеству, над людьми властными, облеченными доверием царским. По истине, мальчики господствуют над старцами, по пророку Исаии. - Когда же этому будет конец? Когда власть с умом будет носить меч? Когда воспримет от Бога дарованную силу и вселит страх в тех, которые хотят господствовать над властями страхом? О, как русский народ, и особенно, так называемые либералы стали недостойны своего христианского звания, недостойны Евангелия, потому что во всем противятся ему
и для всей страны. Не раз он подвергался арестам, на него было совершено несколько покушений. По одной из версий, он был отравлен. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон первым из новомучеников был причислен к лику святых.

"Вы критикуете патриарха. Сегодня это общая болезнь: всякий берется судить и рядить направо и налево, зачастую мало зная существо дела, о котором говорит. Я хочу напомнить Вам несколько очевидных истин. Патриархия есть единственная канонически безупречная форма устроения Русской Церкви. Патриаршество есть тот "столп крепости", на котором в тяжелые времена смут и волнений держались не только церковное благочиние и управление, но и вся Россия. Так произошло в XVI - начале XVII века, когда Господу было угодно даровать России патриарха незадолго до начала Смутного времени, так случилось и в XX столетии, когда восстановление патриаршества буквально накануне масштабных антицерковных гонений позволило сохранить неискаженными православные святыни русской духовности. Именно патриархи удерживали церковный корабль на плаву все эти страшные годы. И именно поэтому мы сегодня стоим на пороге чуда - чуда воскресения Святой Руси, когда, казалась бы, десятилетия богоборческого террора должны были искоренить и самую память о ней!"
Принимая патриарший жезл и Успенском соборе Кремля 21 ноября 1917 г, Патриарх Тихон говорил: "Господь как бы говорит мне так: "Иди и разыщи тех, ради коих ещё пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обречённых на погибель, на заклание, овец поистине жалких. Паси их:".
Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви" (прот. Сергий Булгаков). "Он, Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы - делание любви и смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо. Это исключительно безукоризненная святая личность" (прот. Михаил Польский).
Есть еще одно свидетельство святости Патриарха Тихона, которое мало известно. В Париже некий недавно обратившийся к вере православный врач М. пришел к митрополиту Евлогию, патриаршему экзарху Западной Европы, сообщил ему, что он видел сон. Во сне ему было сказано, что вот идет Божия Матерь за душою Патриарха Тихона, - со святым Василием Великим, который много помогал ему при жизни в управлении Церковью.
По завершении службы, обращаясь к делегатам Поместного Собора - архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, а также к московским клирикам и мирянам, избранный ПАТРИАРХ КИРИЛЛ сказал:
"Накануне дня интронизации мы посетили Донской монастырь города Москвы, где почивают мощи святителя-исповедника Патриарха Тихона. Преклоняя колена душ и сердец пред этим святым гробом, мы вспоминаем подвиг святителя и исповедника, который учит нас тому, что святительское служение, тем более служение Первосвятительское, которое окружается человеческими почетом, любовью, благоговением, поддержкой, внешними знаками особого уважения, по сути своей с этими внешними проявлениями славы не очень-то и связано. Только в жизни одних Патриархов и иерархов это более очевидно, а в жизни других, служение которых выпадает на время мира, спокойствия и благоденствия, это заметно не столь явно.
Святитель Тихон, избранный после 200 лет перерыва в Патриаршем служении, являлся не только Предстоятелем, олицетворявшим собою центр церковной власти, но и выразителем чаяний Русской Церкви. Достаточно взглянуть на кинохронику тех лет или на пожелтевшие от времени фотографии, чтобы увидеть, какой славой, каким почетом и какой любовью был окружен святитель. Но прошло совсем немного времени, и он оказался лицом к лицу с гонителями и хулителями Церкви и имени Божия. Он был не только Предстоятелем Церкви, но и ее сердцем, и именно на это сердце были направлены удары гонителей. Трудно себе представить подвиг
его исповедничества. Этот подвиг совершался именно в этом месте, где мы сегодня собраны. Здесь святитель Тихон, опираясь лишь на поддержку небольшой части единомышленников - людей, которые были рядом с ним, и верующего народа, который даже не пускали в ограду Донского монастыря, практически один на один выдерживал удары безбожной власти.

В молитве, что была только что прочитана, мы просим святителя Тихона помочь нам стяжать терпение, которое было у него. Но что это за терпение, какова его основа? И насколько человек терпением может одолеть скорбь? Мы знаем, как многие сильные, мужественные люди не выдерживают страданий, ломаются вследствие тяжелых жизненных обстоятельств. Нам иногда приводят как пример таких сломов человеческой жизни судьбы многих спортсменов - героев сего дня, которые, особенно для молодежи, являются образцами силы, мужества, воли, терпения. Но нередко бывает так, что заканчивает такой человек спортивную карьеру - надламывается и исчезает. Где же воля, мужество, терпение? Такие примеры можно продолжать, можно много и много приводить разных историй из жизни.
В основе терпения, которое мы почитаем как христианскую добродетель, лежит не человеческая сила, не сила мысли и не сила интеллекта. В основе христианского терпения - глубокая вера и преданность воле Божией. И когда мы отдаем себя в руки Божии без остатка, когда вверяем себя Господу, не думая о том, что с нами произойдет, тогда Господь дает силы преодолевать коварство и злобу человеческую, хитросплетения
о имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Православная Церковь празднует Покров Пресвятыя Богородицы. Это особенный Богородичный праздник, и в основе его лежит реальное историческое событие.

В IХ веке, когда второй Рим, Константинополь, осадили сарацины (арабы) - большое сухопутное войско с суши и огромный флот с моря - греки, тогда еще не утратившие Православной веры, видя, что у них нет сил противостоять этому нашествию, собрались во Влахернскую церковь, где находился пояс Матери Божией и Ее головной плат, которым Она покрывалась во время Своей земной жизни.
Они молились всю ночь, это было настоящее Всенощное бдение, и даже сам император молился с ними. Где-то после двух часов ночи русский Христа ради юродивый Андрей увидел на воздухе Матерь Божию, стоящую и молящуюся Богу со всеми Святыми Небесными Силами - Ангелами, Архангелами.
Он увидел, как Пресвятая Богородица сняла, с головы омофор - плат головной, сияющий паче солнечных лучей, - и простерла его над молящимися.
И тогда спросил Андрей своего ученика Епифания: "Видишь ли, чадо, Матерь Божию, Царицу Небесную?". "Вижу, - говорит,- Отче, и ужасаюся".
Наутро поднялась страшная буря, и весь вражеский флот был разметан, а сухопутные войска бежали в страхе.
Вот это заступление Матери Божией и легло в основу нынешнего праздника. Но греки со временем забыли об этом событии, и только на Руси возродился в великой славе праздник - Покрова. Русский православный народ духом чувствовал заступничество Божией Матери.
Наша Церковь больше других возлюбила этот праздник как великое и радостное откровение о светлом покрове Богоматери над миром и о Ее великой любви, ибо не только во Влахернском храме более тысячи лет тому назад слезно молилась Богородица - Она молится ныне и здесь, и всюду, и всегда, и до скончания века. И не только над присутствовавшими во Влахернах простерся Ее омофор, но и над всем миром, над всеми людьми и над нами грешными сияет светящийся Покров Богоматери.
Божия Матерь посредствует между землей и небом. Она Ходатаица мира, возносящая наши молитвы к Престолу Сына Божия. Горе мира, грехи мира, скорби мира - это печаль для Божией Матери. Она слезно молится с нами и о нас. И как необходимо каждому верующему человеку помнить, Чье сердце мы раним своими беззакониями и Чьими слезами омываются наши преступления. Вместе с этим необходимо помнить и другую утешительную истину: о том, что в сердце Божией Матери достаточно места для каждого прибегающего к Ней человека, что Ее материнская любовь - неиссякаемый источник радости, заступления и помощи для всех людей. В этом - великая радость и утешение для каждого грешного человека. Наш православный народ всем сердцем и всей душой возлюбил день Покрова Божией Матери, явленного славянину в древнем Царьграде. Он преклонил свое сердце к этому благодатному осенению, по всей земле воздвигнув храмы и обители в честь Покрова Пресвятой Владычицы. Мы смиренно преклоняем колена своего сердца вместе с молящейся коленопреклоненно Божией Матерью, ибо Она, Преблагословенная, всегда являла и являет нашему Отечеству и нашему народу Свою любовь. Своими стопами Она освятила землю нашу ради наших святых соотечественников и угодников Божиих.
Мы верим, что и сегодня Богоматерь здесь и с нами молится о нас Богу. Мы твердо верим в Ее постоянную Богоматернюю помощь и в Ее материнский покров.
Человек, который знает, что попадет под кров родной матери, радуется, потому что никто иной так не поймет, не выслушает, не посочувствует и не поможет, как родная мать. Мы имеем родную Мать - Преблагословенную Деву Марию, перед Которой каждое христианское сердце готово открыться с радостью, с полным доверием, со светлой надеждой. Она была и остается на вечные времена Матерью каждому человеку и всему человечеству. Ей ведомы заботы и тревоги земных матерей, Ей близки наши нужды и скорби, болезни и трудности, которыми обременен каждый из нас: Ее сын или дочь.
В минуты, когда христианское сердце под святым покровом Богоматери находит для себя кров, надежду и утешение, хочется беспрестанно восклицать Ей, теплой Заступнице мира холодного: "Покрый, соблюди и сохрани, принеси молитвы Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши".
Всякая молитва, братия и сестры, обращенная к Божией Матери с искренностью и светлым чувством, не остается не услышанной. Она всегда спешит обрадовать печальных, поддержать отчаянных, поднять падших, укрепить изнемогающих, спасти погибающих, радоваться с радующимися. Ей дана благодать молиться за нас. Только бы мы помнили об этом, веровали в это и чаще от всей души и от всего сердца обращались к Ней: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором".
Аминь.
вятая благоверная великая княгиня Анна - дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы - дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси... - так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.